Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Становление цифровой экономики в сфере транспорта и логистики в настоящее время являются частью современных бизнес-процессов и связано с повышением производительности систем.

В процессе ведения бизнеса, как правило, приходится учитывать множество факторов, от которых зависит принятие правильного решения, что становится весьма трудной задачей без применения специальных методов.

Топ-менеджеры по логистике компаний-производителей и ритейлеров рано или поздно сталкиваются с необходимостью подбора или замены логистического оператора.

Правительство РФ одобрило компенсацию налога, уплаченного гражданами иностранных государств в составе цены товара, вывезенного за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

/ Статьи

Оценка емкости и прогноз развития рынка услуг таможенного брокера в России до 2028 г.

Емкость рынка услуг таможенного брокера

C 1 января 2017 г. декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме стало бязательным, и по итогам 2017 г. в России таможенные органы оформили 4,4 млн ед. таможенных деклараций (табл. 1).

Некоторая часть участников ВЭД осуществляет таможенное оформление самостоятельно. Как правило, это крупные и средние компании, имеющие возможность содержать в своем штате сотрудника или подразделение, отвечающих за организацию ВЭД и таможенное оформление.

Самостоятельное оформление дает возможность контролировать все этапы перемещения, финансовые операции, но и риски участник ВЭД в таком случае несет самостоятельно.

Структура рынка таможенных деклараций в разрезе сегментов за период 2014–2017 гг. представлена в табл. 2.

Таким образом, емкость рынка аутсорсинга таможенного оформления (под ЭЦП брокера + ЭЦП клиента) составила в 2016 г. около 3,0 млн ед. деклараций; в 2017 г. − около 3,4 млн ед. деклараций, что превысило показатель 2016 г. на 10,8%.

Доля таможенных деклараций, оформленных на аутсорсинг (под ЭЦП клиента и ЭЦП брокера), по экспертным оценкам игроков рынка, составляет в среднем 75–80%.

На стоимость таможенных услуг может влиять несколько факторов: вид оформляемого товара, категория участника ВЭД, вид таможенной процедуры, наличие или отсутствие включенных услуг склада временного хранения (СВХ) или терминала, вид печати (ЭЦП), под которой подается таможенная декларация и много других обстоятельств, оказывающих влияние на стоимость услуг таможенного брокера.

Среднерыночная стоимость оформления таможенной декларации на аутсорсинг под ЭЦП брокера (подготовка, подача и выпуск декларации в таможне, без учета стоимости услуг СВХ) в исторической ретроспективе 2014–2017 гг. составляла[1] в среднем 15–16 тыс. руб. Среднерыночная стоимость оформления таможенной декларации на аутсорсинг под ЭЦП клиента варьировалась в диапазоне 12–13 тыс. руб. за декларацию.

Применение средневзвешенного показателя стоимости оформления таможенной декларации на аутсорсинг к данным по объему оформленных на аутсорсинг ДТ в количественном выражении позволяет сформировать динамику изменения рынка аутсорсинга оформления ДТ в стоимостном выражении (табл. 3).

Таким образом, объем рынка аутсорсинга оформления таможенных деклараций под ЭЦП брокера + ЭЦП клиента в стоимостном выражении оценивается в 2016 г. в 43 млрд руб., в 2017 г. – в 49 млрд руб.

Перспективы рынка услуг таможенного брокера

В настоящее время самостоятельное оформление ДТ могут позволить только крупные компании, которые осуществляют международные грузоперевозки в значительных масштабах и для которых под силу содержание в штате квалифицированного юриста, компетентного в области международного права, бухгалтера с опытом ВЭД, а также лицензированного специалиста по таможенному декларированию. Доля самостоятельного таможенного оформления участниками ВЭД варьируется в диапазоне 20–25%. Однако внедрение обязательного электронного декларирования, постепенное внедрение автоматической регистрации и автоматического выпуска ДТ, передача документального контроля на ЦЭДы, выравнивание подходов к применению СУР, создание бесплатных сервисов, позволяющих обойтись без покупки профессиональных софтов, категорирование участников ВЭД, а также многие другие меры, предпринимаемые ФТС в рамках внедрения нового таможенного законодательства, будут способствовать ослаблению роли посреднических функций таможенных представителей и увеличению доли самостоятельно оформляемых ДТ.

Если раньше участник ВЭД оценивал в брокере прежде всего способности решать вопросы с таможней, то теперь сам круг таких вопросов стал значительно уже. Многие популярные обучающие центры стали организовывать специальные курсы, снабжающие необходимым набором знаний для ведения внешнеэкономической деятельности самостоятельно, без обращения услуг к посредникам.

По мнению экспертов[2], спрос на аутсорсинговые услуги в таможенном оформлении в перспективе попрежнему будет существовать, но доля аутсорсинга в сравнении с существующим показателем в 75–80% в перспективе 10 лет может существенно снизиться (до 40–41%).

Таким образом, среди основных тенденций развития рынка услуг таможенного брокера можно выделить следующие:

■ возрастут требования, предъявляемые к таможенным брокерам, оперирующим на рынке, что повлечет за собой необходимость проведения ими оптимизации бизнес-процессов;

■ приоритетностью выживания в условиях прогнозируемого снижения доли аутсорсинга на рынке будут обладать таможенные операторы с отраслевой специализацией;

 

■ нововведения в таможенном законодательстве приведут в том числе к изменению логистических цепочек и некоторому перетоку декларационных товаров (импорта) с наиболее легко контролируемых таможенными органами авиа- и морских портов на автомобильный транспорт, что повлечет за собой повышение спроса на комплексные услуги оператора «одного окна»: полный аутсорсинг ВЭД + услуги логистического оператора (оформление разрешительных документов, таможенное и логистическое консультирование, растаможивание, транспортировка, экспедирование, складская обработка и т.д.), то есть функции таможенных брокеров в перспективе будут сосредоточиваться у логистических операторов.

Прогноз развития рынка услуг таможенного брокера до 2028 г.

При формировании прогноза рынка услуг таможенного брокера в перспективе до 2028 г. применялась следующая методология:

1. Ретроспективная динамика изменения рынка услуг таможенного брокера в 2014–2017 гг. и долевой составляющей аутсорсинга (под ЭЦП брокера + ЭЦП клиента) базируется на данных официальной статистики и экспертных оценках игроков рынка.

2. Изменения рынка на прогнозный период до 2028 г. характеризуются следующими периодами:

■ переходный период: фаза адаптации рынка таможенного оформления к новому таможенному законодательству (2019–2021 гг.) – рост доли аутсорсинга в пределах статистической погрешности в 1–2%;

■ постадаптационный (2021–2028 гг.) период: фаза снижения доли аутсорсинга с ежегодным темпом в 5–7%.

Согласно сформированному прогнозу доля аутсорсинга в оформлении ДТ (ед.) оценочно составит:

■ в 2021 г. – 78% (под ЭЦП клиента 31%, под ЭЦП брокера 47%)

■ в 2025 г. – 58% (под ЭЦП клиента 28%, под ЭЦП брокера 30%);

■ в 2028 г. − 40–41% (под ЭЦП клиента 21%, под ЭЦП брокера 20%).

При формировании прогноза изменения рынка в стоимостном выражении (млрд руб.) использовалась следующая методология:

1. Сформирован прогноз стоимости оформления 1 (одной) ДТ на аутсорсинг в руб./ед. (усредненная стоимость по 2 экспертным показателям: цена оформления ДТ под ЭЦП брокера и цена под ЭЦП клиента) на перспективу до 2028 г. с применением прогнозируемого Минэкономразвития РФ показателя инфляции.

2. К вышеприведенным прогнозным показателям числа оформляемых на аутсорсинг таможенных деклараций применен сформированный прогноз стоимости оформления 1 таможенной декларации на аутсорсинг в руб./ед.

Емкость рынка услуг таможенного брокера в стоимостном выражении с учетом ожиданий Минэкономразвития РФ по ежегодной инфляции и экспертной оценке по изменению долевой составляющей аутсорсинга в различных фазах рыночных изменений составит:

■ в 2021 г. около 61 млрд руб.;

■ в 2025 г. около 56 млрд руб.;

■ в 2028 г. снизится до 47 млрд руб. 

Среднегодовой темп изменения рынка аутсорсинга оформления таможенных деклараций за весь прогнозируемый период составит:

■ CAGR 2017–2025 = +2%;

■ CAGR 2017–2028 = 0%.

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 5 февраля 2020 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Модель трансформации транспортно-логистической системы при управлении активами железнодорожного транспорта

Становление цифровой экономики в сфере транспорта и логистики в настоящее время являются частью современных бизнес-процессов и связано с повышением производительности систем.

 16 сентября 2020 / Логистика

О практике применения метода анализа иерархий в логистике

В процессе ведения бизнеса, как правило, приходится учитывать множество факторов, от которых зависит принятие правильного решения, что становится весьма трудной задачей без применения специальных методов.

 8 сентября 2020 / Логистика

Как выбрать логистического оператора?

Топ-менеджеры по логистике компаний-производителей и ритейлеров рано или поздно сталкиваются с необходимостью подбора или замены логистического оператора.

 7 сентября 2020 / Логистика

К толкованию «цифровых» логистических понятий (Часть II)

Сейчас все больше обсуждается идея создания если не единого, то крупного цифрового пространства, которое будет управлять отраслями народного хозяйства, малым, средним и крупным бизнесом, а также помогать им функционировать и развиваться.

 3 сентября 2020 / Логистика

К толкованию «цифровых» логистических понятий (Часть I)

Известно, что логистика – это управление какими-либо объектами или процессами с наименьшими затратами. Также логистика подразумевает использование современных информационных и компьютерных технологий при экономических мониторинге, прогнозировании и анализе различных вариантов развития тех или иных процессов.

 1 сентября 2020 / Логистика

Модель трансформации транспортно-логистической системы при управлении активами железнодорожного транспорта

Становление цифровой экономики в сфере транспорта и логистики в настоящее время являются частью современных бизнес-процессов и связано с повышением производительности систем.

 16 сентября 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

О практике применения метода анализа иерархий в логистике

В процессе ведения бизнеса, как правило, приходится учитывать множество факторов, от которых зависит принятие правильного решения, что становится весьма трудной задачей без применения специальных методов.

 8 сентября 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Как выбрать логистического оператора?

Топ-менеджеры по логистике компаний-производителей и ритейлеров рано или поздно сталкиваются с необходимостью подбора или замены логистического оператора.

 7 сентября 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

К толкованию «цифровых» логистических понятий (Часть II)

Сейчас все больше обсуждается идея создания если не единого, то крупного цифрового пространства, которое будет управлять отраслями народного хозяйства, малым, средним и крупным бизнесом, а также помогать им функционировать и развиваться.

 3 сентября 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

К толкованию «цифровых» логистических понятий (Часть I)

Известно, что логистика – это управление какими-либо объектами или процессами с наименьшими затратами. Также логистика подразумевает использование современных информационных и компьютерных технологий при экономических мониторинге, прогнозировании и анализе различных вариантов развития тех или иных процессов.

 1 сентября 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog